Драконы в Японии

 
 

Драконы в Японии




Драконы в Японии...

Большинство источников утверждают, что в Древнюю Японию предания и мифы о драконах перекочевали из Китая, а со временем к ним добавились многочисленные национальные особенности и возникли новые вариации.

В японских легендах и мифах дракон олицетворяет могучие божественные силы, которые могут нести как добро, так и зло. Если к дракону относиться с должным почтением и уважением, то он может щедро отблагодарить человека, потому что драконы сказочно богаты. Например, в легенде о Короле-Драконе молодой самурай в награду за спасение дочери дракона получает золотой пирог, который, сколько от него не отламывай, никогда не уменьшается. Японский дракон также отличается от китайского тем, что у него не пять, а всего лишь три когтя. В Японии изображения драконов украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением.

Дракон как персонаж японской народной мифологии и фольклора существует в японской традиции как бы в двух плоскостях: с одной стороны, он одна из ипостасей божества воды, а с другой - совершенное самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль.

Местом особого почитания Дракона как божества издавна считается префектура Канагава, в которой "пребывают" два самых известных Дракона Японии - пятиглавый на острове Эносима (недалеко от древней столицы г. Камакура) и девятиглавый - в озере Асиноко в горах Хаконэ.

Остров Эносима - одно из красивейших мест Канагавы. Этот небольшой островок, находящийся меньше чем в километре от берега, имеет длину береговой линии всего 4 км, зато самая высокая точка достигает 61 м. Сегодня он соединен автомобильным и пешеходным мостом с побережьем залива Сагами, а когда-то существовала даже профессия переправщика на Эносима, и плата различалась в зависимости от тяжести поклажи.

Согласно храмовым преданиям, впервые маленькая кумирня в честь Бога-Дракона появилась в 552 году на северной части острова Эносима, смотрящей на море. Эта сторона острова скалистая, обрывистая, а у самой воды, в отвесной скале - грот, в котором и обитает Пятиглавый Дракон - покровитель острова. Однако помимо Дракона на Эносима чтят и других богов, еще в древности, здесь поклонялись Богу моря и Богу безопасности мореплавания.

Храмовый комплекс Эносима-дзиндзя, состоящий из трех стоящих в разных местах острова зданий, создавался постепенно. Так, один из храмов - Накацуномия был построен в 853 г., и лишь в 1182 г. по приказу сёгуна Минамото Ёритомо было воздвигнуто основное здание - Хэцуномия. Сохранилось предание, что Минамото Ёритомо было видение - к нему явилась сама богиня Бэнтэн и попросила построить в ее честь храм на острове Эносима.

Бэнтэн - любимая и очень почитаемая в Японии богиня. Она покровительствует женщинам, охраняет семейное счастье, кроме того, Бэнтэн считается богиней красноречия, а также всех видов музыкального и театрального искусства. Особую популярность культ Бэнтэн приобрел в XVI в., когда богиня была причислена к Семи богам счастья (Ситифукудзин). Храм на острове Эносима - один из трех самых главных храмов богини Бэнтэн в Японии.

Дракон, очарованный её красотой, посватался к Бэнтэн и она, как считается, дала свое согласие. Вступление Дракона в супружескую связь с богиней Бэнтэн привело к обожествлению образа Пятиглавого Дракона, который стал почитаться божеством - подателем влаги земли Сагами. Это божество стало именоваться Рюкомэйдзин, т.е. "Светлое божество Дракона". Одним из основных мест поклонения этому божеству в префектуре Канагава является буддийский храм Рюкодзи, на территории которого стоит небольшое синтоистское святилище - вместилище души Пятиглавого Дракона. Этот храм находится на побережье недалеко от острова Эносима. Принято считать, что богиня Бэнтэн и Божество-Дракон всегда должны быть рядом друг с другом.

Культ Дракона и Бэнтэн до сих пор занимает большое место в системе народных верований префектуры Канагава. Так, ежегодный праздник на Эносима становится событием префектурального значения. Это особая Большая церемония, которая проводится один раз в год, в первый день Змеи в новом году по лунному календарю (первый день Змеи приходится на конец марта - начало апреля по григорианскому календарю). Небывалого же размаха этот праздник достигает один раз в 60 лет, когда случается первый день Змеи в первом году Змеи нового 60-летнего цикла. Последний раз такое было в 2001 году, который был первым годом Змеи в новом 60-летнем цикле. Главным событием этого праздника было торжественное перенесение уникальной деревянной скульптуры Пятиглавого Дракона (годзу-но рю) из храма Рюкодзи в храм Эносима дзиндзя и следующая за этим "встреча" двух реликвий: скульптуры Дракона и статуи богини Бэнтэн, а, значит, соединение Дракона и Бэнтэн.

В принципе, соединение супругов происходит каждый год в первый день Змеи: из храма Рюкодзи несут микоси - закрытый паланкин, где восседает божество, но деревянную скульптуру выносят только один раз в 60 лет. Помимо Пятиглавого Дракона острова Эносима в префектуре Канагава почитают и других Драконов, о чем сохранилось упоминание в старинных легендах и преданиях.

/А.Р. Садокова - "КУЛЬТ ЯПОНСКОЙ БОГИНИ БЭНТЭН И СИМВОЛИКА МОРСКОЙ СТИХИИ"/



Создан 10 мар 2013