Семь партид. ( подг. Анна Скорина )

 
 

Семь партид. ( подг. Анна Скорина )




Семь партид.
Приводим отрывки из свода феодальных законов, известного под названием «Семь партид» (т. е семь частей ), составленого в 1256 – 1265 гг. при короле Леона и Кастилии Альфонсе X и утвержденного при короле Альфонсе XI в 1348 г.

Закон VI. Какую власть сеньоры имеют над крепостными.

Сеньор имеет полную власть над своим крепостным, чтобы делать с ним все что захочет. Но при всем этом, он не должен ни убивать его, ни оскорблять, даже если для этого будет повод, за исключением приказа местного судьи; и не должен ни ранить его, ни морить голодом, разве только застанет его со своей женой или с дочерью или если крепостной сделает другое преступление, подобное этому. В таком случае сеньор может его убить. Затем постановляем, что, если кто-либо будет так жесток со своими крестьянами, что будет морить их голодом, или ранит их, или повергнет их в такие бедствия, что они не смогут терпеть их, то в таких случаях крепостные могут пожаловаться судье. И он, по своей должности, обязан выяснить истину, так ли это; и если найдет, что это правда, то он должен продать их и возместить их стоимость сеньору. И он должен сделать это так, чтобы они никогда не смогли вернуться под власть того, по чьей вине он их продал.

Титул XXII. О свободе.
Естественно, что все существа на Земле любят свободу и желают ее, а тем более люди, которые имеют ясное понимание всего сущего, а главным образом те, кто имеет благородное сердце. Итак, если в предыдущем титуле мы говорили о крепостничестве, то здесь мы хотим сказать, что это такое, и кто может дать ее, и кому, и каким образом; и какое право сеньор имеет над личностью и над имуществом того, кто был его крепостным и кому он затем дал вольную. И по каким причинам он может потерять это право.

Закон I.
Что такое свобода, и кто её может дать, и кому, и каким образом.

Свобода- это естественная способность человека делать все, что он захочет, если только сила или право закона или фуэро ( обычая ) не запрещают ему этого. И эту свободу сеньор может дать своему крепостному в церкви, или вне её; или перед судьёй, или в другом месте; или в завещании, или без завещания, или посредством письма. Но он должен делать это сам, а не через поверенного, разве только если прикажет сделать это тем. кто относится к его предкам или потомкам по прямой линии его рода. Однако необходимо, если он освобождает крепостного через письмо или пред своими друзьями, чтобы он делал это в присутсвии пяти свидетелей. И если он хочет дать крепостному вольную в своеми завещении, то он не может этого сделать, если сеньор, который освобождает, не достиг четырнадцати лет. И если он его хочет освободить другим образом:
-письмом или пред свидетелями, или перед друзьями, то может это сделать, если сеньору нет двадцати лет;
-разве только, если тот кого он хочет освободить, является его сыном, или его дочерью от какой либо своей крепостной;
- или если это его отец, или мать, или брат, или сестра;
- или его учитель, который дал ему образование;
-или его воспитатель, или воспитательница, которая его вырастила;
- или его воспитанник, или воспитанница; или его молочный брат;
- или, если это крепостной, избавивший своего сеньора от смерти или от дурной молвы;
- или если хотел освободить кого-либо из своих крепостных, дабы сделать его своим поверенным с целью собирать налоги вне суда, причем крепостному должно исполниться по крайней мере, семнадцать лет;
-или если освобождает свою крепостную, чтобы жениться на ней. Но в этом случае он должен поклясться, что именно поэтому её освобождает и что женится на ней в течении шести месяцев.

Итак, доказав любой из этих фактов пред судьёй, человек моложе двадцати лет и старше семнадцати может спокойно освободить своего крепостного, делая это пока что с разрешения своего опекуна.

Закон V.
Когда вассал обязан целовать руку сеньору и когда нет.
Вассал должен целовать руку сеньору, становясь его вассалом.
И также должен делать это, когда его посвящают в рыцари, после того, как он попрощался с сеньором.
И также в каждом их этих случаев вассал должен целовать руку знатному человеку, согласно обычаю Испании; в других же случаях нет.
Однако королю как знатные люди, так и другие его вассалы обязаны целовать руку в тех случаях, о которых говорилось выше.
И также должны ему целовать её всякий раз, когда переходит из одного места в другое, и они выходят принять его и всякий раз, когда снова возвращается в свой дом или хочет покинуть его, чтобы идти в другое место;
и когда дает им что-нибудь или обещает оказать им благодеяние или милость.
И они обязаны целовать руку королю по двум причинам.
Первая- по предписанной природой обязанности, которая возложена на них в отношениях с королем.
И вторая- ввиду признания ими власти, которую он над ними имеет.



Часть 7.

О еретиках.


Еретики-это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего Иисуса Христа и дать им другой смысл… противоположный тому, который был дан им Святыми Отцами, и в который верит СвятаяРимская церковь, и который она велит хранить…

Откуда происходит слово «еретик», сколько их видов и какой вред они приносят людям, которые с ними общаються.

«Ересь» как в латыни, так и по- романски означает разделение, и отсюда происходит слово еретик, то есть отклонившийся от католической религии христианин. Существует очень много сект и категорий еретиков, но две из них самые главные. К первой относяться те, кто верует, но его верования расходятся с подлинной верой, которую Римская церковь повелевает исповедовать и блюсти. Ко второй категории относятся те, которые вообще не веруют, и это очень негодные люди, думающие, что душа умирает в месте с телом и что ни за добро, ни за зло, которое человек делает в этом мире, он не получит ни награды, ни наказания…


Кто может обвинить еретиков, и пред кем, и какого наказания они заслуживают после того, как доказана их ересь, и кто может наследовать их имущество.

Еретики могут быть обвинены любым человеком из народа перед местным епископом или местными викариями. И они должны проверить их знание положений религии и таинств, и если откроется, что они путаются в них или в чем-либо другом, что относится к Римской церкви и что она должна хранить, то их надо обратить и изъять из них заблуждение различными доводами и добрыми словами; и если они захотят вернуться к католической религии и исповедовать её, то их надо простить. И если случится, что будут упорствовать, то их надо судить как еретиков и предать их затем светским судьям, и те должны наказать их следующим образом: если проповедовал ересь, был закоренелым, то его надо сжечь на огне так, чтобы он умер. И такого же наказания заслуживают неверные, которые, как мы указали выше, в предыдущем законе, не верят ни в награду, ни в наказание в другом мире…


Какого наказания заслуживают те, кто скрывает еретиков.
Некоторые люди прячут и принимают в своих домах еретиков, ходящих по земле тайком, проповедуя и совращая сердца людей и вводя в заблуждение; и те, кто это делает, жестоко ошибаются. И потому запрещаем всем людям нашего государства ни сознательно принимать в своём доме еретика, ни соглашаться на то, чтобы он учил или проповедовал в нем, ни чтобы еретики собирались в его доме с целью устроить между собой беседу или совещание; и если кто- нибудь сознательно поступит наоборот, постановляем, что терят тот дом, где он принял еретиков и дал им возможность делать что- либо из вышеназванных вещей, и что дом этот переходит в собственность церкви. Ибо будет полезно, что то место, где собирались враги католической церкви, послужит церкви и что там соберутся ныне верные христиане, которые в неё веруют и её хранят и защищают. Но если кто-нибудь охраняет чужой дом и принимает еретиков без приказания и без ведома хозяина дома, то даже если еретики и будут делать там вышеназванные вещи, хозяин не должен терять из-за этого свой дом. Ибо раз он ничего не знал, за ним нет никакой вины. И потому потановляем, и считаем это справедливым, что тот, кто принял еретиков, должен прямо на месте на глазах у всех наказать плетьми, и глашатай должен объявить перед ним, за что его бьют.

Какого наказания заслуживают те, кто дает еретикам приют в своих замках или на своих землях.
Никакой христианин не должен давать приюта еретикам ни в своем доме, ни в своем замке, ни в каком- нибудь другом месте; и кто приютит их таким образом, тем самым обманывает бога и сеньора этой земли и дает еретикам возможность творить свои дурные дела. Ибо среди них имеются такие, которые колеблются стать ими, если находят человека, который может защитить их; и потому постановляем, что если кто- нибудь их принимает и дает им приют на своей земле, после того как его известили о приговоре об отлучении, данном против них каким- либо прелатом Святой церкви, если он мятежник и не подчиняется приговору прелата и упорствует в течение года, то его следует предать позору так, чтобы никогда не мог иметь ни должности, ни почетного места. И более того, если он знатный человек, сеньор земли или какого- нибудь замка, то теряет поэтому право на вледение землей и замком, которые отходят к королю; и еще более того, его нужно изгнать с этой земли; и если он подл и низок, то его самого и всё, что имеет, отдать на милость короля, который должен дать ему такое наказание, какого он заслуживает за подобный проступок.



Обновлен 03 мая 2012. Создан 29 июн 2006