Родословная вещей: заметка ( подг. Анна Скорина )

 
 

Родословная вещей: заметка ( подг. Анна Скорина )




Родословная вещей.

Стул: садитесь, пожалуйста!
Изобретателями стула-сидения со спинкой- считают древних египтян. До них сиденья были, как правило, разнообразными модификациями скамеек и табуретов. Для тронов своих правителей древнеегипетские ремесленники придумали- тоже впервые- подлокотники.
В течении многих веков стулья и кресла служили престижу власть имущих. Ценилась не столько функция стула, сколько его социальная значимость. Ещё в средневековой Европе ( да и позднее ) низкий таурет соответствовал мужской добродетели, а трон- мировой славе. Простой народ пользовался грубыми табуретами и скамьями, а то и просто бочками, массовая мебель для сиденья ещё не знала ни спинок, ни поручней.
В XV веке, когда пробил час Возрожденья, курульный табурет видоизменялся, становится креслом и служит интеллектуалам: сидя в нём, сочиняет великий Данте, готовит свои гневные проповеди Савонарола, флорентийский монах, призывающий соотечественников предать огню всю нажитую роскошь и сам сожжённый на костре. Два века спустя на курульных креслах сидели высшие должностные лица Европы, весьма далёкие от аскетизма неистового монаха…
Принадлежностью другого общественного слоя была итальянская кассапанка ( cassapanca )- сундук, к которому приделали спинку. Тут уж ценился не престиж, а надёжность: купец или меняла сидел насундуке сденгами, что было совсем не лишне в те небезопасные для торгового люда времена.
Кассапанка стала началом и сберкассы, и банка.
Ренессансные стулья просты: три доски- одна служит спинкой и опорой одновременно, другая- предней опорой, третья сиденьем. Но для владельцев гораздо важнее было, что искуссная художественная резьба и инкрустация делали стулья произведениями искусства.
Cтул продолжает нести свою престижную функцию. Недаром английское слово chairman- «председатель»- преводится буквально как «человек стула». Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место.
На Руси мебель была в основном неподвижной, она просто являлась частью здания. На Руси князь и все подданные сидели на лавках. Стул и кресло были троном, на которых сам князь усаживался по собому поводу.
В государевых покоях обычно стоял лишь один стул или кресло. Другие стулья вносили сюда только тогда, когда князя навещали члены его семьи или патриарх.
В повседневности были лавки, у имущих- обитые полностью ( толстым плотным тканым, плетёным, стеганым или шёлковым лоскутом и войлоком, поверх которого натягивали красное или зелґное сукно с галуном. Часто на обивку не жалели сафьяна. В других домах на лавках красоваись суконные полавочники; середина полавочника делалась одног цвета, а края- другого; бывали полавочники вышитые и бархатные. Нередко на лавке лежал бумажник ( бумажный матрас из «хлопчатой бумаги» ) или тюшак (тюфяк) из сафяна.
Другое дело- в деревне. Хозяин крестьянского дома и спал и работал на лавке при входе конике; у него боковая стенка вырезалась в виде конской головы с давних времён хранившей дом от напасти. Под коником был рундук, в котором держали инструменты и нужные материалы.
Лавки мастерил сам хозяин с восковым запасом прочности- из толстых и широких досок, опиравшихся на такие же доски, только посталвенные на ребро. По крачм лавк украшала «опушка» из красивых резных фестонов.
В крестьянском доме каждый знал своё место. Хозяин сидел под образами, в красном углу. Вдоль «долгой» стены избы стояли мужские лавки; перед окнами на улицу сидели девушки и дети, а хозяйке оставалось место скраю, чтобы, никому не мешая, вствать и подавать к столу.
В домах побогаче держали скамьи с переметными спинками, позволявшими садиться с любой строны.
На ночь лавки ставили под полами, а летом- в сенях. На них спали: ведь кровати появились в кретьянском быту только со второй половины XIX века. Были в деревенских домах и стульчики, но только для работы и для дойки коров.

Кровати далёких предков.
Ложе поднялось с земли и стало кроватью. Случилось это, когда человек переселился из пещеры в более пристойное жильё, завёл себе очаг и разместил убогий скарб.
Широкие- до четырёх метров- кровати были по древнему обычаю многоместными. Желанный гость всегда мог разделить ложе с хозяевами. Отдельная кровать была привилегией особо знатных людей.
Кровать становиться атрибутом семейного благополучия и социального престижа. Средневековые мебельщики завешивали кровать десятками метров ткани. Сначала шли воздушные завесы (из лёгких тканей), а потом тяжёлые набивные и вышитые полотнища.
Венчало кровать и «поднебесье»- балдахин из парчи или тонкого полотна. Простыни были вышитыми, у богачей- белоснежными, у народа победнее- цветными.
В эпоху Возрождениея кровать одели в дорогие покрывала, нередко меняли их черерз день. Переднюю спинку кровати- её высокое чело- инкрустироавли или сплошь покрывали резьбой, ведь оно было символом супружеского союза; его раскрашивали и золотили.
В кровати принимали посетителей ( даже министры- послов ), которые устраивались здесь надолго и с удобствами- словом, кровать была включена в круговорот общественных дел.
Дворцовые покои украшали парадными кроватями, отделанными с показной роскошью, на которых никто никогда не спал.
Монархи тем временем не уставали издавать регламенты, в которых разным сословиям определялись и разные кровати, как, впрочем, монархами же решалось, кому какую одеждк носить, какие причёски заводить и бороды отпускать.
Изобретательные французы придумали множество кроватных модификаций, то вознося балдахин над всей кроватью, то надевая его на обруч, то украшая султанами из страусовых перьев. «Римские» модели сменялись «канцлерскими» и «финансье». У изголовья кровать опиралась на скульптурные женские торсы, а сзади- на подобия античных ваз.
Постепенно кровати лишаются навесов и балдахинов, на смену последним приходит внушительных размеров узел из ткани, державшийся на деревянном каркасе…



Посвящение шкафу
Самый древний пртотип- это колода, выдолбленная из ствола дерева. В неё складывали съестное, одежду, утварь. Потом люди научиись делать грубо сколоченные ящики- лари, когда ларь накрыли крышкой, появился сундук. Понадобилсь века, чтобы его обили полосами железа, а с торцов приделали ручки. Он стал надёжнее как хранилище имущества, добра, и его теперь легче было в случае надобности перенести или перевезти. На свадьбу приданное невесты прямо в сундуке отправляли в дом жениха, как в Италии, например.
Тут самое время вспомнить, что вообще слово «мебель» происходит от латинского слова mobilis- «подвижный». Всё, что передвигалось в домах: шкафы, кровати, стулья, столы- все это и было мебелью.
Сундук- самая важная мебель, хранилище добра, кровать и сиденье одновременно. Простой, удобный, универсальный, он был атрибутом благополучия. По этому мода на сундуки не проходила сотни лет. Сундук господствовал в доме и знатных и бедных людей.
К XIV веку неуклюжий сундук в Италии преобразился в грациозном кассоне ( cassone ), напомнавшее скорее ладью с резными и расписными боками. Сундки стали специальностью первоклассных ремесленников; их не гнушался расписывать Ботичелли, знаменитый итальянский живописец ( 1445- 1510 )
Но задолго до этого у сундука появился опасный конкурент шкаф. Сначала обычный сундук поставили «на попа» и прикрыли сверху подобнем двускатной крыши.
Преимущества шкафа очевиды: вещи в нём хранились не «навалом», а размещались по полкам.
Один из уцелевших шкафов XVII века с двустворчатыми дверцами красуется ныне в Музее декоративного искусства в Париже. Он похож на сторожевую будку. Это дом в доме. с тех пор шкафы строили по законам архитектуры, наделяя колоннами, пилястрами, нишками и карнизами.
Сунлук был также прародителем креденцы ( credenza ). В средние века это столик, за которым пробовали пищу перед тем , как подать к столу. Но позже креденца приобрела солидный цоколь, спереди опиралась на две ноги, а сзади- на сплощную стенку. В XVI веке креденцы строили уже в два этажа разделяя их выдвижными ящиками. Креденца, как правило, украшала гостинную…
В близком родстве с креденцей был дрессуар ( dressoir ), известный со времён раннего средневековья. Это подобие буфета с этажеркой, на полках которой на виду размещалась дрогогая посуда. Во Франции обладание дрессуаром строго регламентировалось королевским указом: дрессуар с двумя полками разрешалось иметь барону, с тремя- графу, с четырьмя- герцогу.
Русским аналогом дрессуара можно считать поставец.
В средние века книги были драгоценными произведениями из пергамента. Обычно их недоверяли шкафам, а прятали в сундуках за семью запорами. В шкафах держали лишь хозяйственные книги да семейные хронки, которые вёл сам хозяин.
В монастырских библиотеках ещё не было шкафов, и для надёжности книги приковывали цепями к пюпитрам, за которыми их читали.
Мебель всегда была во власти художественных стилей и моды. Романская тяжеловестность сменилась готической вертикалью Ренессанс принёс формы, насыщенные пластикой. Барокко заявило о себе пышностью отделки и декора; рококо- это текучесть и прихотливость, волнистые контуры, изогнутые ножки ( помните: «танцующие комоды» ).





Биография холодильника.
На Руси ещё в VI веке при больших поварнях устраивали деревянные ледники. Но и в XIII веке способ охлаждения лбдом, привезённый Марко Поло с Дальнего Востока, был откровением для Южной Европы.
Ближайший предок холодильника- кухонный ледник, то есть кухонный щкаф, нос отделениями для льда и с тепловой изоляцией, с поддоном и трубкой слива талой воды.



Сколько лет ножу и вилке?
Историки утверждают, что прародительницу современной вилки- двузубое серебрянное изделие- увидела за столом венецианского дожа Доменико Сильвио приехавшая к нему византийская принцесса. Было это на исходе воторого десятилетия XI века.
Принцессу вилка поразила: тогда в Византии, да и в лучших домах Европы, единственным столовым прибором индивидуального пользования была… собственная пятерня. Впрочем, нечто «вилообразное» знали со времён древних римлян, но то было приспособление, которым куски мяса извлекали из горшка или жаровни.
Просвещённой Европе понадобилось примерно семьсот лет чтобы вилка вошла в народный обиход.
Триста лет спустя после упомянутого обеда у Доменико Сильвио супруга Людовика X ( Франция, начало XIV века ) владела всего лишь одной вилкой; куда богаче был Карл V ( конец XIV века): в его инвентаре значилось несколько серебрянных вилок. При этом не следует забывать, что пища европейцев в те далёкие времена была преимущественно твёрдой и подавалсь к столу нарезанной на куски, которые брали руками.
Общественное мнение, писатели дружно бичевали телтворное нововведение. Духовенство видело в нём воплощение дьявола и его нечистых каверз. В монастырях до XVIII века строго- настрого запрещалось пользоваться вилкой. Вилка придворе французского короля Генриха III ( 1552- 1589 ) укоепила его молву о рспущенности; «истинные патриоты» считали её недостойной могучего и храброго народа. «Король-Солнце» Людовик XIV долго не находил проку в вилках, но к концу своего правления милостиво признал её полезной.
В XV-XVI веках правила хорошего тона настоятельно рекомендовали не брать мясо всей рукой, а только тремя пальцами; не полагалось погружать руки в мясо и подносить его ко рту обеими руками.
Большим изыском считалось надевать к обеду перчатки: руки оставались чистыми, не надо было обжигаться горячими кусками. Один мемуарист тех времён в назидание современникам и потомкам ссылался на своего знакомого, которому только раз за двеннадцать лет прилось есть салат без перчаток.
Существует мнение, что всеобщему признанию вилки буд-то бы помогли… «жернова»- огромные кружевные воротники, вошедшие в моду в последней четверти XIV века? Вилка понадобилась для того, чтобы, за едой не пачкать дорогих воротников.
У наших предков были своеобразных представлениях о гигиене вообще и гигиене застольной в частности. Поэтому и нож долго не мог прижиться за столом, хотя каждый носил его за поясом.
До XVII века ножи были остроконечными. В ущерб «хорошему тону» ими нередко ковыряли в зубах.
Металлические вилки и ножи до XVII получали в основном ковкой, потом, прешли на литьё…



Ложка.
На Руси первые серебрянные ложки видели за столом князя Владимира в Киеве в X веке. Дружинники буд-то бы роптали, что им приходится есть деревянными ложками, и князь велел “изковать” им ложки из серебра. Простой народ, да и не только он, многие бояре, дворяне, купеческое сословие обходились деревянными ложками.
В большом ходу на Руси были оловянные ложки.
Металлические ложки до XVII века получали в основном ковкой, а затем перешли на литьё.

Тарелка.

Тарелками средневековому едоку служили внушительных размеров ломти хлеба, которые иногда клали на деревянные кружки. Это, кстати, была первая «посуда разовогоиспользования»: промитанный мясным соком, хлеб бросали после еды собакам, неперменными сотрапезникам хозяев в любом замке.
Позже люди «низкого» сословия пользовались глиняными и деревянными тарелками; в домах побогаче в обиходе было олово и серебро. Дерево и глина впитывали в себя жир и поэому всегда имели прогорклый запах; оловянная посуда тускнела и быстро царапалась. С конца XV века их начинают теснить фаянс, а сначала XVIII века- и фарфор.
До XVI века не было распространено индивидуальной посуды. Очень часто было, что за столом несколько человек ели из одной посудины.
На Руси тарелки ( называвшиеся тогда тарелями ) появились на обеденных столах знати не раньше XVI века. Они были далеко не в каждом доме. В течение всей трапезы тарелей не меняли.


Cолонка.
Начиная со средних веков обязятельной была солонка. Почётные места за столом размещались ближе к солонке. Высокие западноевропейские солонки напоминали песочнве часы, только без перехвата. Во время еды одной такой солонкой пользовадись сразу несколько человек- обычай, сохранившийся и в наше время.
Старинные солонки сейчас- большая редкость, экземпляры XV, XVI веков насчитываются единицами, и на международных аукционах им назначают фантастически высокие цены. Так ещё в начале XX века на лондонском аукционе серебрянная солонка XIV века была продана за пять тысяч шесть сот фунтов стерлингов, что по курсу того времени составляло пятьдесят три тысячи гривны золотом.
И в леревне солонка была среди предметов высоко почитаемых- ведь хлеб-соль были символом благополучия и гостепримства. Без деревянных солонок ( их называли “солоницы”)- резных и расписных- не обходились праздничные торжества и свадебные обряды. Делали их в виде уточек или коробочек с резными коньками, главками церквей, двуглавыми орлами…


Скатерть.

Скатертей античность не занала. Лишь на заре средневековья столы власть имущих обретают кожаные покровы. Первое упоминание о скатертях на Руси относится к 1150 году ( так называемая “Смоленская грамота”); слово “скатерть”- дрвнерусское, возможно образовалось от «скать», и «терть» по типу «рукотерть» ( старое русское название полотенца).
Уже в средние века в обиходе были браные ( с узором ) скатерти.
В богатых домах среди слуг держали скатерника, на ответственности которого были застолы, забота о столовом белье и приборах.
В Западной Европе обеденный стол обрёл тканую скатерть в рыцарские времена Людовика Благочестивого ( 1215- 1270). Это было нередко полотнище длинной в двадцать четыре метра, а шириной в два с половиной; скатерть ткали из ниток двойного кручения, вся она покрывалась вышивкой и украшались роскошной бахромой. Славился своими скатертями купеческий дом Грандьё в Северной Нормандии.


Родословная обоев.
Обои жильём завледели веков пятьдесят назад. Сначала это были шкуры и кожа, пергамент и папирус, солома и дерево, иной раз золото и серебро.
В XI веке европейцы, забывшие многие уроки своих античных предков, заново научились у испанских мавров искусству делать тканый рисунок. Живописные стенные картины были в большом ходу; они не просто прикрывали наготу стен, а рассказывали библейские истории, поучали…
В XV веке известный голландсктй живописек Ван Эйк приумножил свою славу тем, что просто стал рисовать на такни, предназначенной для обивки стен.
Мнгие предпочитали тканям кожу- опять-таки по мавританскому обычаю. В 1604 для дворца Филиппа III четырнадцать мастеров изготовили 10490 кожаных панно. Кожа была красной, зелёной и под парчу.
В Европе индийские бумаги пришлись по вкусу. Здесь росли и богатели города- государства. Купечество обзаводилось обширными домами, соперничая друг с другом в их украшении. В конце XVI века бумага была ещё дорогой, но уже не диковинной.
Обойным мастером становится маляр. Чтобы весной справиться с заказами, а зимой не сидеть без работы, маляры стали расписывать краскамилисты бумаги, заготовляя их впрок. В сезон оставалось только наклеить готовые обои на стены. Заработок не терялся и работа спорилась.
Рисунок на обоях делали по шаболну. Но уже в XVI вее прешли на ручную набивку- так как в те времена печатали образа и игральные карты.
Коллегам обойного мастера стали художник и резчик по дереву: один исполнял рисунок другой вырезал его для деревянной печатной формы- модели ( на руси эти формы называли манерами ). Для каждой краски была своя модель. Для многокрасочных обоев, изображавшей охоту, пейзаж, лем, зверей, птиц, требовалось до 500 резных моделей. Конечно, такие бумажные обои обходились ненамного дешевле ковров и гобеленов.


Да будет свет!

В 1500 году великий Леонрадо да Винчи нарисовал лампу с «дымовой трубой». Тяга должна была помочьгорению и свечению. К ламповому стеклу Леонардо пристроил сверху стеклянный шар с водой, чтобы получить ровный и мягкий свет.
Полвека спустя Джироламо Кардано, миланский врач, философ и математик, поднял сосуд с маслом на уровень края светильни- лампа стала гореть ещё лучше.
Юбилей в две тысячи лет скоро справит свеча. В Византии уже знали восковые свечи ( из называли «церей») и сальные («фебацей»).
До XIII века свечи были очень дороги их жгли лишь водворцах и церквах. Производством свечей в средние века занимались мыловары и пекари. Мыловары получали воск, а пекари делали из него свечи.
После того как химики разобрались в строении воска, научились делать стеариновые свечи. Они были прочнее и дешевле.
Были времена, когда свечи отмеряли время: полосками они были разделены на часы.
Деревенские избы веками не знали ничего другого кроме лучины из смолистой древесины; её вставляли в светец, прикреплявшийся к корытцу с водой или песком.
Средневековые города по ночам были погружены во мрак.
Первыми осветили улицы своих городов мавры. В начале XV века зажглось несколько фонарей в Лондоне. Аипокуда жителям европейских городов было вменено в обязанность, выходя вечером или ночью на улицу, прихватить с собой латерну ( так по-латыни называли тогда фонари ). Огни зажигали в середине и по концам улицы.
Существовал и другой способ: в окнах домов ( изнутри ) ставили фонари и свечи.
В Париже первые фонари- на домах и на столбах заглись в 1558 году. Но понадобилось ещё 110 лет, чтобы город был освещён полностью. В честь такого события выбили медаль с надписью «Безопасность города и хорошее освещение», которую, судя по изображению на медали, можно было понять иначе: «Свет или кошелёк!»
Это освещение в немалой степени ( как и знаменитые версальские заеркала ) укрепило за Людовиком XIV репутацию «короля-солнца». Осветительный сезон продолжалася в Париже с 20 октября по 1 февраля.


Говорящее правду.

…Люди тысячелетиями не знали другого зеркала, кроме отполированого металла или блестящего обсидиана. О ушедших в небытие цивилизаций остались во множестве бронзовые зеркала. нередко они покрывались золотом или серебром. Такие зеркала были в обиходе у древних египтян, эллинов и римлян.
Но металлическое зеркало быстро теряло свой блеск, мутнело. С появлением стекла им прикрыли полированную пластинку металла; так родилось первое стеклянное зеркало. В XII- XIII веках стёкла для зеркал вырезали из полых стеклянных шаров, внутреннюю сторону которых покрывали сплавом свинца с сурьмой.
С XIV века этот сплав заменили на оловянную амальгаму; её получали, наливая на лист оловянной фольги ( станиоль ) ртуть. Сверху укладывали зеркальное, тщательно отполированное стекло, прижимая его к станиоли тяжёлым грузом. Избытку ртути давали стечь. На изготовление зеркала уходило до 20 дней.
Из поколения в поколение передавали стеклодувы острова Мурано ( Венеция ) сокровенную тайну получения зеркальных стекол. Но сделать их достаточно большими способом выдувания им не удавалось.
Двести лет никто, кроме венецианцев, не владел искусством получать зеркальные стекла. И лишь в XVII веке хитроумный Кольбер, переманил к себе трёх искуссных венецианских мастеров, которые, рискуя жизнью, открыли французам тайны изготовления зеркал…



Обновлен 03 мая 2012. Создан 03 июл 2006