Средневековая социология. ( подг. Анна Скорина )

 
 

Средневековая социология. ( подг. Анна Скорина )




Средневековая социология.

Падение Западной Римской империи ( 476 г. ) завершило период истории Древнего Мира и положило начало истории средних возрастов. Распад античного общества в Европе и формирования феодального общественного отношения, нового мировосприятия и образа жизни представляют уникальный процесс понимания его внутренних движущих механизмов, логики развития социального познания. В условиях рабовладельчества человек полностью зависел от природы и государства. Его мировоззрение вкладывалось в рамки фатализма, определения судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находится в центре государства- полиса, живое по его законам, действует и создает в той мере, в которой укладывались его представления об общей зависимости от собственников земли, отягощенные феодальными повинностями, испытывали внеэкономическое принуждение.
До IX- X ст. феодальные отношения окончательно сформировались во всех странах Западной Европы. Тогда же Западная Европа распалась на много мелких феодальных государств, почти независимых от власти королей и императоров. Сложилась иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями суверенитета и вассалитета, с системой вооруженных дружин, что давало дворянству власть над крепостными. Социальное деление феодального общества оформлено и закреплено сословным устройством. Каждое состояние занимало в феодальной иерархии определенное место, а права ( привилегии ) и обязанности определялись местом в иерархии. Возникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированию новых принципов, переориентация всей жизни общества на религиозной основе отрывает от земли искусство, образ жизни, другие человеческие ценности и переносит на небеса. Наука становится лишней, превращается в служанку религиозной идеологии.
С V ст. ведет начало эпоха Средневековья, где выделяются три периода: раннее Средневековье, период развитого феодализма, позднее Средневековье. Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром- шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знания заниженная. Стремление к возрождению научных исканий на основе античного наследства жестоко наказывалась. Очень бедные и сведения про социологические искания в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на много веков затормозила развитие научных знаний.
В XI- XIII ст. по всей Европе прокатилась волна еретических движений, которые серьезно покачали веру в святость и незыблемость феодальных устоев. Резкая критика феодального порядка и его идеологии со стороны еретиков требовали нового идеологического осмысления феодализма. Такую задачу стремился осуществить большой идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский ( 1225- 1274 гг ). В духе средневековой схоластики Фома Аквинский рассматривает философию как служанку богословия , активного вторжения церкви в философию и науку. И от объединения науки с религией выигрывала только религия, а наука втискивалась в прокрустовое ложе схоластического теоретизирования, вообще теряла способность самостоятельно развиваться. Фома Аквинский широко использует работы Аристотеля, заимствует идеалистическое учение об активной форме, которая дает жизнь пассивной материи. По мнению Фомы Аквинского, мир, основанный на иерархии форм от Бога- чистого ума- к духовному миру и, наконец к материальному, из которых вещие формы дають жизнь низшим. Возглавляет иерархию земли и неба Бог, который устанавливает принципы покорения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой, как наместником Бога. За таким же иерархическим принципом строится и общество: подданые подчиняются царям и светской власти. Значительное место в социально- правовой доктрине Фомы Аквинского занимают учения о законах, их виды и подчинения. Законы человеческие определяют сие как общее правило для достижения цели, правило, за которым кто-нибудь поощряется к действию или к удержанию от действий. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные и писаные, созданные людьми, Фома Аквинский дополнил его делением на Законы человеческие, что определяют порядок общественной жизни, и божественные, что указывают путь достижения “небесного блаженства”. Суть концепции сводится к тому, что действующий человеческий закон вытекает из воли и ума Бога, поэтому нарушения феодального закона не только тянет принуждение и наказания, а и есть тяжелым грехом. Итак, феодальное право совместно с основными институтами феодального общества окружается ореолом святости. Большое внимание Фома Аквинский уделяет обгрунтуванню крепостничества, заявляя, что крепостничество- это воля Божья, призывает людей быть послушными и др.
В период средних веков формой социальной политико- правовой теории стали еретические движения народных масс. Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, которые и церковь, тем не менее из святого письма ими делались антицерковные и антифеодальные выводы. Их аргументация строилась на текстах Нового Завета с упором на сохранении в нем отдельных идей раннего христианства. Все еретики считали себя настоящими христианами и выступали против духовенства и церкви, которая фальсифицировала настоящее учение Христоса. По форме и системой аргументации еретические движения длились в русле теоретического мировоззрения средних возрастов.
Первый большой еретический дух начался вначале X ст. в Болгарии. Протест болгарских земледельцев против закрепощения феодалами вылился в движение богомилов ( “милые Богу люди” ). Богомиловские учения со временем распространились в других странах. В X- XI ст под влиянием богомилия возникли еретические движения Византии, Сербии, Боснии, Киевской Движении. В особенности сильный впил учение богомильцев имело в странах Западной Европы, в частности на юге Франции, Италии ( катары, альбигойцы).
Новые волны еретических движений начались во второй половине XIV ст. Бюргерство, которое уже стало выдающимся состоянием, имело довольно возможностей для борьбы со светским феодализмом. Одним из первых представителей бюргерской ереси профессор Оксфордскго университета Джон Уидлиф выступил против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви у дела государства. Уидлиф осуждал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат Писанию. Вместе с тем с ученням Уидлифа в Англии возникает движение лоллардов, которые требовали передачи земель земледельческим общинам и ликвидации крепостного права. Со временем после подавления движения лоллардов началась Рефомация в Чехии, возглавляемое Яном Гусом. В XII- XIV ст. развитие торговли и ремесла в ряде стран Западной Европы привел к возрастанию городов, население которых добивалось независимости от феодалов. Яркое и своеобразное теоретическое отображение политических расположений духа мещан Средневековье нашло в учении Марселя Падуанского ( ок. 1280- 1343 гг. )
Средние века- период спада в истории политических, социальных и правовых учений в сравнении с античным миром. Синтезом наследства двух источников- античности и Средневековье постоянная оригинальная культура, философия, политическая социология эпохи Возрождения. В культуре, социально-политические думцы античной цивилизации мыслители эпохи Возрождения черпали идеи идеи и теории, которая обеспечивала дальнейшее развитие общества, прогресс. Тогда же общественно- политических, социальных систем Платона, Аристотеля, Цицерона и других философов проявлялся особый интерес. Поясняется это стремлением мыслителей использовать их концепции государства и права, социологические и этические взгляды с целью внедрения в практику, удовлетворения политических и идейных запросов Возрождения. На смену мировоззрения теоретического мышления приходит система мышления, в центре которого стоит человек с его потребностями и стремлениями, желаниями. Гуманизм- светское вольнодумство эпохи Возрождения противостоит схоластике и духовному господству церкви, связаны с изучением снова открытых произведений античности. Гуманизм- познание ценности человека как лица, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественного отношения. Гуманизм провозглашает принципы равенства, воли, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социальную направленность- на человека со своими интересами, потребностями и ценностями. Эпоха распада феодализма и становления раннего буржуазного общества, которое началось XV- в начале XVII ст., названная эпохой Возрождения, когда философские и социологические учения, которые развивались в Европе и раньше в Италии, выражали уважение достоинства и прав человека, забота о благе людей, их всестороннее развитие, о создание благоприятных условий общественной жизни, восстановления античного философского наследства. Гуманистическое понимание святую предвидело антимистическое, свободное его восприятие, определяло гармонию физического и духовного в человеке, требовало полноты чувствительной и рациональной жизни, выдвигало лицо, ее достоинство и честь.
В эпоху Возрождения в философии и социологической мысли выделяется три этапа, но мы рассмотрим только первый, что нас интересует за хронологией. Это гуманистический ( середина XIV- середина XV ст. ), что противопоставляет средневековому теоцентризму интерес к человеку и его отношениям с миром.
Большие гуманисты эпохи Возрождения Аигьери Данте, Франческо Петрарка, Боккачо, Пизано, Леонардо да Винчи, Еразм Ротердамский, Ульрих фон Гуттен, Сервантес, Томас Мор, Томаззо Кампанелла и много других отказываются признать греховную телесную природу человека. Человеческие потребности, запросы, интересы стремления человека к чувствительных радостей считаются естественными. Гуманисты считали ненормальным и неестественным проповеди церковного теизма, то есть существование личного бога как сверхъестественного существа, которое владеет умом, волей и тайно влияет на все материальные и духовные процессы, на лицо и общественная жизнь людей, которые проповедовали отказ от чувства. Если человеку его чувствительные потребности определенные самой природой, то несомненно, они являются во всех и служат основой для равных отношений. Все люди рождаются одинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Познания личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и общественного положения, направлен против феодально- сословного неравенства. Гуманисты видели идеальное в единении человека и природы, искали гармонию такого единения, защищали необходимость восприятия всех радостей земного бытия человека, стояли за признание и защиту достоинства лица, проповедовали культ знания, образованности, духовности и работы. Гуманисты стремились увидеть деятельную сторону человеческой истории, старались проникнуть в закономерную суть исторических явлений, вытесняя мистику. Из знаний старинных греков и римлянинов, вавилонянинов, китайцев и индусов передовые мыслители- гуманисты черпали суждения о государстве как общее дело народов, что нашла реализацию в взглядах мыслителей еще к эпохе Возрождения- в произведениях Августина, Марселя Падуанського, в трактатах Роджера Бекона, политически-правовых учениях Арабского Востока, в Средней Азии, Закавказье и др.



Обновлен 03 мая 2012. Создан 03 июл 2006