Драконоведение

 

Драконоведение

Заметка. (Взято с сайта:http://www.dragons.ks.ua/)



Драконоведение — неакадемические направления исследований, охватывающие все аспекты понятия «дракон». Устоявшегося, общеупотребительного определения этого термина пока нет. Существует в двух видах — как фантастические художественные произведения и как собственно любительские исследования. Используется в детской художественной литературе, подростковых интернет-играх, а также писателями-фантастами и просто заинтересованными в исследовании драконов людьми (в том числе некоторой частью драконьего сообщества). Драконология разделяется на три области:

● мифологическая (изучение драконов в мифах);
● фантастическая (изучение драконов в различных авторских фантастических мирах, а также вероятных драконов и символику);
● реалистическая (изучение фактов наличия драконов на Земле и во Вселенной, в том числе драконности).

Также встречаются варианты термина: драконоведение, дракология, дракография, драконистика. Человека, занимающегося драконологией, называют драконологом.

Драконология тесно связана с мифологией, биологией, психологией и культурологией. В рамках исследования символа дракона в различных религиозных и духовных направлениях драконология связана с теологией и оккультизмом.

Есть данные о чтении лекций по драконологии (напр. «Естественнонаучное драконоведение» А. Н. Квашенко в 2007 году на Малом мехмате МГУ). Семинары по драконологии проводились в рамках слёта «ДраКон-2009».

История

Термин использовался ещё Яном Словиком для названия одной из глав в сборнике психологических афоризмов «Трактат о драконах» (1958 г.). Интересно также, что в русском издании «Трактата о драконах» перед выходными данными есть надпись: «Настоящее издание осуществлено при поддержке Международного Института Драконологии». Позже, в 1963 году Станислав Лем своей «Кибериаде» описал концепцию вероятностных драконов. В разное время разные авторы называли свои труды о драконах словом драконология (и варианты) независимо друг от друга, по логике названия, но настоящую известность явлению и последовавшую за этим популярность принесла красочная детская книга-игра «Драконология» (в России выпущена издательством «Махаон» в 2008 году). Книга была переведена на 32 языка и выпущена общим тиражом 5,7 миллиона экземпляров.

Продолжателями традиций драконологии как наукоподобной сказки для детей стали: Д. Топселл «Как вырастить и воспитать дракона», Л. Траткофф Трамбауэр «Драконы. Полная энциклопедия». Гарри Захарович Поттер в своей «Драконологии» провёл исследование фантастических драконов, однако украсил его сказочными элементами в духе произведений Джоан Роулинг.


Журналист Юлия Рохаева считает, что 1993 год стал для драконологии поворотным, поскольку в этом году вышел фильм Стивена Спилберга «Парк юрского периода», резко поднявший моду на драконов.

С другой стороны, популярность книг и фильмов о Гарри Поттере (с конца 2000 года в России) породила множество виртуальных школ, основанных на фантастическом мире Хогвартса. Такие школы организуются в основном подростками до 17 лет женского пола. По запросу «драконология» (и варианты) поисковые системы выдают огромное количество подобных виртуальных проектов. В зависимости от возраста, широты знаний и интересов подростков, информационное наполнение школ может быть совсем никаким, скопированным из других открытых источников или являться собственным исследованием автора. При этом предпочтение отдаётся мифологической драконологии и, реже, фантастической (преобладают описания видов драконов из мира Хогвартса, хотя встречаются и другие). Но главной чертой виртуальных школ является игра: набираются «преподавательский» и «ученический» состав в «университет магии» на «факультет драконологии», выкладываются «лекции» (где существование драконов, как и положено в игре, — аксиома), проводятся «сессии».

Однако в последнее время, в связи с увеличением популярности драконов и с развитием интереса к ним, стали появляться статьи, не имеющие сказочной основы. В них исследуются все направления драконологии: и мифология, и символика, и фантастические драконы разных миров (в том числе моделирование драконов), и возможность существования драконов в действительности. В России пока единственной крупной печатной книгой является «Мифологическое драконоведение» Т. А. Копычевой.

● Sergej Qkowlew, А. Буланов «Концепция ухокрылых драконов» (1993)
● Н. В. Курочкин «Прикладная драконология» (1996)
● С. Логинов «К вопросу о классификации европейских драконов» (1998)
● Н. Гладких «Введение в драконоведение» (1999)
● И. Диденко «О существовании драконов» (2000)
● Е. Гурская «Драконы: из мифов в реальность» (2001)
● Р. Масленников «Кольца дракона» (2001)
● А. Дубинский «Тактика и стратегия применения драконов на войне» (2003)
● А. Зорич «Драконы: История и современный образ» (2003)
● col Tank «Драконы Тобриола, расселившиеся по Реммират» (2004)
● М. Попов «Драконы: Легенды и фольклор» (2005), «Драконы: Драконы в фэнтези» (2006)
● А. Скляров «Введение в „Драконоведение“» (2005)
● С. А. Мунтян «Основы дракологии» (2006)
● Т. А. Копычева «Мифологическое драконоведение» (2007)
● Ричард Псмит (А. Ленский) «Драконы» (2007)
● Дж. Локхард «Myth Raiders, или разгребатели мифов» (2007)
● О. С. Вдовина «Таксономическое определение драконов в первом приближении» (2009)
● Г. Панченко, К. Асмолов «Краткое введение в драконоведение»
● О. Панчук «Теория размножения и основные принципы огнедышания драконов с некоторыми аспектами механизма полётов»
● О. Кирюшкина «К вопросу о строении драконов»

С развитием в России драконьего сообщества (около 2000 года) драконология получила дополнительное несказочное содержание. Представители сообщества пытаются разобраться в особенностях собственной психологии (феномене драконности), а также активно интересуются немифологическими аспектами понятия «дракон». Продуктом такой деятельности являются вполне адекватные статьи, записи в блогах и посты на форумах, не противоречащие (за редким исключением) ни фактам, ни здравому смыслу.

Направления

Помимо мифологической, фантастической и реалистической драконологии в дисциплину входят также драконография, занимающаяся изображениями драконов, и драконоэкология — крошечное направление, специализирующееся на моделировании условий окружающей среды для существования дракона в том образе, в каком он представлен в фантастике. Иногда направления перекрещиваются — например, в классификации драконов, когда типы из мифологии являются морфологическими типами. Ричард Псмит (Андрей Ленский) считает, что драконология имеет два направления — военное и теоретическое. Отдельным направлением является дракогенетика, применяемая, в основном, к драконам Перна.

Человека, занимающегося драконографией, называют драконографом, однако под это определение попадают также художники, специализирующиеся на изображении драконов.

Мифологическая драконология отличается от академических исследований мифов о драконах незначительно — уровнем знаний занимающихся ею и их статусом (и именованием рода деятельности).

Особенностью фантастической драконологии является изучение вопроса биологического существования дракона в условиях планеты Земля. Результатами данных исследований могут пользоваться писатели-фантасты, а иногда идёт обратный процесс (когда фантасты привносят новые идеи и взгляды на биологическое существование драконов; в частности, такое влияние оказал Павел Шумил, автор цикла «Слово о драконе»).

Реалистическая драконология в отношении возможности биологического существования дракона близка криптозоологии, в ней часто используются как основа для гипотез недоказанные факты и сомнительные источники. Однако при рассмотрении возможности небиологического (духовного, энергетического, мистического, психологического) существования используются знания психологии и восточных духовных традиций.


Некоторые интересные гипотезы

Мифология драконов — наиболее изученное направление. Ответ на вопрос, почему схожи драконы из северных и южных легенд, дали в журнале «Наука и религия» в 1982 году А. Чемохоненко и кандидат исторических наук Я. Чеснов. Они предположили, что источником для создания образа змея-дракона послужили полярные сияния. Их гипотеза — детище трех наук: этнографии, климатологии и геофизики. Черты драконов, а также элементы мифов и соответствующих обрядов связываются с холодным климатом, для которого свойственны полярные сияния, причём непосредственно сами сияния обуславливают только часть черт. Остальные обусловлены различными явлениями климатического характера:

Как уже говорилось, полярные сияния чаще наблюдаются во время сильных морозов, когда гулко лопается лед и даже кора деревьев. В этот период на промерзающих до дна реках образуются ледяные заторы, вызывающие наводнения. Мерзлая земля вспучивается и разрушает жилища. А разбухающие ледяные линзы раздвигают пласты земли и образуют провалы, впадины. Все подобные явления древние люди могли сопоставлять именно с полярными сияниями, а не с холодной погодой. Ведь небесное явление больше поражало их воображение. И конечно, очень удобно было сваливать на этого дракона-сияние все стихийные явления.

Вопросы биологии драконов рассматриваются давно и разными методами. Для решения вопроса тяговооружённости для полёта в 1993 году Sergei Qkowlew и Александр Буланов предложили концепцию ухокрылых драконов. Главной особенностью этой концепции является расположение основных машущих крыльев: они — задние конечности, а не передние (как у летучих мышей) или средние (как в иных теориях).

В 1998 году Святослав Логинов предположил, что драконы относятся не к рептилиям, а насекомым, а различие между драконами в западной и восточной мифологии показывает не разность видов, а половой диморфизм.

Классические виды драконов

Амфиптер - крылатый, но безногий змей. По легенде обитал в долине Нила и в Аравии, охраняя растущие там ладаноносные деревья.
Виверн - имеет свернутое винтом тело и одну пару похожих на орлиные лап, располагавшихся непосредственно под их кожистыми крыльями. Ненавистны людям, так как считается, что они разносят чумную заразу. Жили в Северной Европе, Греции и Эфиопии.
Гивр - совершенно лишен ног и крыльев, и по своему внешнему виду напоминает змею, но имеет массивную, типично драконью голову с рогами и небольшой бородкой. Предпочитает селиться возле воды.
Линдворм - представляет собой как бы переходную форму между виверном и гивром. Имеет змеевидное тело и пару лап, но лишен крыльев и летать не может. Обитал в Центральной Азии.
Геральдический дракон - самая опасная и самая распространенная форма дракона. Имеет мощные клыки, четыре когтистых лапы и гребень, идущий вдоль всей спины до увенчанного ядовитым жалом хвоста.
Существуют и такие уникальные драконы, как Тифон - огромное и стоглавое чудовище, и Змей Горыныч - трехглавый дракон из Киева, обладающий множеством хвостов.


Создан 11 июл 2010